Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии

Образование и воспитание » Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории » Ме­то­ди­ка ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ке ис­то­рии

Страница 1

Зна­че­ние ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в ре­ше­нии по­зна­ва­тель­но-вос­пи­та­тель­ных за­дач обу­че­ния ис­то­рии ши­ро­ко и раз­но­сто­рон­не. От­сю­да раз­но­об­раз­на и ме­то­ди­ка ее при­ме­не­ния.

Бы­ва­ют уро­ки, ко­то­рые мож­но поч­ти це­ли­ком по­стро­ить на ма­те­риа­ле ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры. В ка­че­ст­ве при­ме­ра мож­но при­вес­ти урок в пя­том клас­се по кур­су древ­не­го ми­ра «По­эмы Го­ме­ра «Илиа­да» и «Одис­сея»». Или урок в седь­мом клас­се по те­ме «Раз­ви­тие ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ст­ва», ко­гда часть уро­ка от­во­дит­ся изу­че­нию кни­ги А. Н. Ра­ди­ще­ва «Пу­те­ше­ст­вие из Пе­тер­бур­га в Мо­ск­ву». Или «Дви­же­ние под пред­во­ди­тель­ст­вом Емель­я­на Пу­га­че­ва» по по­вес­ти А. С. Пуш­ки­на «Ка­пи­тан­ская доч­ка». Та­кие уро­ки не­со­мнен­но про­хо­дят «на ура». Но го­то­вить их край­не слож­но, т. к. при­хо­дит­ся из боль­шо­го про­из­ве­де­ния тща­тель­но от­би­рать ма­те­ри­ал, со­став­лять из не­го строй­ный рас­сказ, не за­бы­вая при этом о пла­не уро­ка и учи­ты­вая вре­мя.

Не­сколь­ко про­ще вклю­чить об­ра­зы ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры в из­ло­же­ние на уро­ке. И то­гда ма­те­ри­ал ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния вос­при­ни­ма­ет­ся не как ли­те­ра­тур­ная ци­та­та, а как не­от­де­ли­мый эле­мент кра­соч­но­го из­ло­же­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в седь­мом клас­се по те­ме «Пол­тав­ская бит­ва», опи­сы­вая ре­шаю­щий мо­мент сра­же­ния, я все­гда ци­ти­рую Пуш­ки­на:

«И с ни­ми цар­ские дру­жи­ны

Со­шлись в ды­му сре­ди рав­ни­ны:

И гря­нул бой, Пол­тав­ский бой!

В ог­не, под гра­дом рас­ка­лен­ным,

Сте­ной жи­вою от­ра­жен­ным,

Над пад­шим стро­ем све­жий строй

Шты­ки смы­ка­ет. Тяж­кой ту­чей

От­ря­ды кон­ни­цы ле­ту­чей,

Браз­да­ми, саб­ля­ми зву­ча,

Сши­ба­ясь, ру­бят­ся спле­ча.

Бро­сая гру­ды тел на гру­ду,

Ша­ры чу­гун­ные по­всю­ду

Меж ни­ми пры­га­ют, ра­зят,

Прах ро­ют и в кро­ви ши­пят.

Швед, рус­ский — ко­лет, ру­бит, ре­жет.

Бой ба­ра­бан­ный, кли­ки, скре­жет,

Гром пу­шек, то­пот, ржа­нье, стон,

И смерть и ад со всех сто­рон.»

Этот от­ры­вок очень ор­га­нич­но впле­та­ет­ся в рас­сказ, и от это­го урок, не­со­мнен­но, вы­иг­ры­ва­ет.

Очень час­то на уро­ках я ис­поль­зую та­кой при­ем, как крат­кий пе­ре­сказ ху­до­же­ст­вен­но­го про­из­ве­де­ния. Так, на­при­мер, на уро­ке в пя­том клас­се по те­ме «Ре­ли­гия древ­них егип­тян» уме­ст­но ис­поль­зо­вать пе­ре­сказ кни­ги И. Ра­ка «В цар­ст­ве пла­мен­но­го Ра» (ми­фы Древ­не­го Егип­та).

Кро­ме это­го, ино­гда на уро­ках я ис­поль­зую крат­кие сти­хо­твор­ные ци­та­ты. Они, как пра­ви­ло, сжа­ты, вы­ра­зи­тель­ны, про­из­во­дят силь­ное впе­чат­ле­ние, лег­ко за­по­ми­на­ют­ся. Рас­ска­зы­вая о тя­же­сти Ле­нин­град­ской бло­ка­ды, ци­ти­рую О. Берг­гольц:

«Сто два­дцать пять бло­кад­ных грамм

С ог­нем и кро­вью по­по­лам»

И здесь уме­ст­но вспом­нить вы­ска­зы­ва­ние Воль­те­ра:

«Есть мыс­ли, из ко­то­рых про­све­щен­ный че­ло­век мо­жет из­влечь поль­зу и ко­то­рые, бу­ду­чи креп­ко свя­за­ны в силь­ные сти­хи, лег­ко удер­жи­ва­ют­ся в па­мя­ти»

По­ми­мо крат­кой ци­та­ты на сво­их уро­ках я ис­поль­зую про­стран­ную ци­та­ту опи­са­тель­но­го или по­ве­ст­во­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра. При­ме­ра­ми та­ких уро­ков мо­гут быть: вось­мой класс «Бо­ро­дин­ское сра­же­ние» и чте­ние от­рыв­ка из «Вой­ны и ми­ра» Л. Н. Тол­сто­го; де­вя­тый класс «Рус­ско-япон­ская вой­на» и ци­та­та из ро­ма­на А. Сте­па­но­ва «Порт-Ар­тур» и т. д. Чте­ние на уро­ках от­рыв­ков из ис­то­ри­че­ских ро­ма­нов не толь­ко по­мо­га­ет ре­ше­нию об­ра­зо­ва­тель­ных за­дач уро­ка, но и яв­ля­ет­ся од­ним из прие­мов про­па­ган­ды кни­ги. Ведь не сек­рет, что на­ши де­ти сей­час боль­ше за­ня­ты «те­ле­ка­ми», «ви­ди­ка­ми», «со­ни­ка­ми» и т. д. и т. п. Чи­та­ют же они край­не ма­ло. А на та­ких уро­ках уча­щие­ся зна­ко­мят­ся с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ис­то­ри­че­ской бел­лет­ри­сти­ки, рас­ши­ря­ет­ся их кру­го­зор, обо­га­ща­ют­ся пред­став­ле­ния о про­шлом.

Но чте­ние боль­ших от­рыв­ков на уро­ке тре­бу­ет вре­ме­ни. По­это­му час­то я ог­ра­ни­чи­ва­юсь на­по­ми­на­ни­ем ли­те­ра­тур­но­го об­раза ссыл­кой на зна­ко­мое уча­щим­ся ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние. При этом точ­но ука­зы­ва­ет­ся кон­крет­ный об­раз, эпи­зод. Та­кие ссыл­ки ожив­ля­ют внут­рен­нюю на­гляд­ность из­ло­же­ния, обо­га­ща­ют вос­при­ятие ис­то­ри­че­ско­го ма­те­риа­ла, об­лег­ча­ют его ос­мыс­ли­ва­ние уча­щи­ми­ся.

По­жа­луй, сто­ит по­го­во­рить и еще об од­ном из прие­мов ис­поль­зо­ва­ния ху­до­же­ст­вен­ной ли­те­ра­ту­ры на уро­ках ис­то­рии. Это раз­бор ли­те­ра­тур­но­го па­мят­ни­ка. Про­во­дит­ся он ли­бо ме­то­дом ком­мен­ти­ро­ван­но­го чте­ния, ли­бо ме­то­дом раз­вер­ну­той бе­се­ды. Эта ра­бо­та на­по­ми­на­ет раз­бор ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та. Про­чи­ты­ва­ем вслух ис­точ­ник, а за­тем ана­ли­зи­ру­ем его по час­тям, ста­вим во­про­сы. Та­ким ме­то­дом мы раз­би­ра­ем те­му «Эко­но­ми­че­ское раз­ви­тие Рос­сии» в вось­мом клас­се. Раз­би­ра­ем от­ры­вок из «Ев­ге­ния Оне­ги­на», где да­ет­ся опи­са­ние ка­би­не­та Оне­ги­на, в ко­то­ром име­лось:

Страницы: 1 2

Полезная информация:

Рекомендации для учителей по учёту креативности учащихся младших классов
Одной из задач современного образования является ориентация на выявление и поддержку креативных школьников. Реализация этой задачи представляет собой сложную педагогическую проблему. С одной стороны, сложностью является адаптация ребенка к школьной среде, которая по своей природе кардинально отлича ...

Основы формирования культуры движений младших школьников
Когда вы наблюдаете за совершенными движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера, полными грации и выразительности движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов ...

Развёрнутый план занятия для детей младших групп по формированию правильного звукопроизношения
Пример занятия. Программное содержание: учить детей различать на слух звучание различных предметов (игра "Угадай, что звучит"), ясно и отчетливо произносить звук [и] (упражнение "Лошадка"). Оборудование: ширма, барабан, звоночек, погремушка, игрушечная лошадка. Ход занятия: Восп ...

Copyright © 2017-2021 - All Rights Reserved - www.jafoste.site