Авторская методика вокальной студии «Соло», г. Ульяновск

Страница 5

Развитие вокальных навыков в процессе обучения пению детей содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных на каждом этапе задач. Я выделяю три этапа развития певческих навыков.

1-ый период: подготовительный или ознакомительный.

Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое вокальный ансамбль. Для наглядности я демонстрирую картинку, на которой изображен вокальный ансамбль, а также мы прослушиваем пластинку со звучанием детского вокального ансамбля. После получения сведений о том, что же такое вокальный ансамбль объясняю, что и их класс может стать вокальным ансамблем, но для этого им придется постараться. Далее объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно. Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука, его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.2-ой период: первичное освоение певческих навыков (дыхание, звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокальных навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса.

С первых уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка, надули шарик и т.д. Я неоднократно показываю, как делать активный вдох, постепенный выдох. Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со временем это проходит. Часто при пении у детей начинают подниматься плечи. В таких случаях объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие. На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как развивать какой-то определенный тип дыхания вредно, потому что в этот период дыхание у детей поверхностное. Правильное певческое дыхание связано с правильной атакой звука. На данном этапе обучения используем только мягкую атаку. Она способствует развитию кантиленного пения и образованию спокойного, мягкого звука. Твердая атака обычно приводит к форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового аппарата ребенка.

Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение, поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения. Для достижения этой цели применяю русские народные напевки, например: Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10 лет) расположена от ми1 си1 (до2).В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль, соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже к «фа», «ми». На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает дикция. Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева «Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит произношение (от латинского dictio произносить). Под вокальной дикцией подразумевается четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом».

Как же работать над дикцией в вокальном ансамбле? Эту проблему подробно рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина, Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и другие. В основном выделяются два этапа работы над произношением:

1-ый этап. Рекомендуется начинать работу с формирования округлых гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю», а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о», «ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к «о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную «р». Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко». Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Полезная информация:

Формирования рефлексивных умений учащихся младшего школьного возраста
Особенностью новых государственных стандартов общего образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Достижение планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необхо ...

Комсомольские и пионерские организации
Стремление советского правительства воспитать политически благонадежное, преданное своей родине новое поколение нашло свое отражение в создании комсомольских и пионерских организаций. В старших классах школ II ступени создавались ячейки комсомола, которые организовывали общественные мероприятия для ...

Виды детской агрессивности
В социально-педагогической и психологической литературе представлен большой спектр видов детской агрессивности. Агрессия при рассмотрении ее видов может иметь различные основания: физическая – вербальная, активная – пассивная, прямая – косвенная, доброкачественная – злокачественная. Так же важным в ...

Copyright © 2017-2021 - All Rights Reserved - www.jafoste.site