Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Образование и воспитание » Современный урок литературы: классификации, концепции » Многообразие методических концепций и классификаций современного урока литературы

Страница 3

Первые три варианта целесообразно проводить в начале изучения темы, четвёртый - в середине, пятый - в конце. Для всех этих уроков характерен метод творческого чтения в сочетании с эвристическим.

Уроки углубленной работы над текстом.

Для того, чтобы школьники стали внимательными, чуткими к художественной литературе читателями, чтобы они испытывали благотворное нравственное и общекультурное влияние художественных произведений, чтобы вырабатывали эстетический вкус, их надо учить понимать сущность данного вида искусства, его специфический язык. Но этим общим языком искусства слова каждый писатель пользуется своеобразно. Надо учить школьников все более основательно и сознательно следить за мыслями писателя, за логикой его образов, понимать произведение как художественное единство. Это очень сложные умения, требующие размышлений, сопоставления, анализа и синтеза.

Обучение этим умениям связано с рассказом учителя, показом способа действия, самостоятельной работой учащихся нередко сначала по образцу, затем по усвоенному методу работы. Наиболее характерные методы для этого вида уроков - эвристический в сочетании с репродуктивным и частично с исследовательским.

Приведем некоторые типичные варианты уроков над текстом произведения.

Первый вариант.

При изучении большой, многочасовой темы учащиеся должны ясно представлять общий ход ее изучения, виды учебной деятельности - общие и индивидуальные, их сроки. Многие учителя сообщают план изучения темы, распределяют работу для всего класса, для отдельных групп, дают индивидуальные задания. Это очень нужный вид урока в старших классах, ориентирующий учеников, приучающий их к точности, требовательности к себе. Так, изучение темы "А.С. Пушкин - родоначальник русской классической повести" нередко начинается (с 1-го или 2-го урока) обстоятельными указаниями учителя, что и к какому сроку надо прочитать. Даются списки дополнительной литературы, групповые и индивидуальные задания на ряд уроков вперед и на тему в целом. При этом учитель конкретно указывает, как проводить самостоятельную работу. Организация занятий на несколько недель - главное содержание такого вида уроков.

Второй вариант.

Анализ произведения - дело большой сложности, которому систематически, последовательно надо учить школьников. Условно, схематично говоря, можно наметить несколько вариантов таких уроков в зависимости от цели и сочетания методов.

На протяжении всего курса литературы с 5 по 11 класс надо учить внимательному анализирующему чтению произведений, приучающему школьников вдумываться в каждое слово писателя, в оттенки смысла речи героев, авторских слов, характеризующих поведение, душевные переживания героев, оценку их автором. Учитель, перечитывая небольшие части изучаемого произведения, комментирует текст, раскрывая его глубокий смысл, или предлагает учащимся самим анализировать небольшие отрывки текста и направляет их мысль с помощью вопросов: как? почему? Подобные уроки проводят с помощью различных сочетаний репродуктивного и эвристического методов, в зависимости от сложности текста и степени подготовленности учеников.

Так, например, если отдельные, очень важные для понимания образа Онегина строфы I главы романа не уясняются девятиклассниками без комментариев учителя, то строфы II главы о семье Лариных доступны для самостоятельного анализа по вопросам учителя.

Отдельные уроки могут посвящаться анализу целого небольшого произведения или законченного эпизода.

Уроки, на которых школьники обучаются анализу целого произведения или законченного эпизода, могут варьироваться в зависимости от их замысла и применяемых методов.

Учащиеся 9 класса, например, следует не только возможно полнее раскрыть глубину одного из "ключевых" стихотворений Пушкина (например, "Анчар"), но и показать ход, логику его анализа. Урок может проводиться с помощью репродуктивного метода. Учитель сообщает о том, где и что прочитал Пушкин о древе яда, как интерпретировал это сообщение, какие варианты сохранились, когда было опубликовано стихотворение и какие последствия это имело для Пушкина. Затем учитель читает стихотворение, и, наконец, выясняет его место среди других стихотворений поэта идейно-политического и философского содержания. Такого рода "монографический" урок, проведенный в форме лекции, прочно запечатлевается в сознании учащихся и, кроме того, является для них образцом анализа. Как вариант этого урока возможна эвристическая беседа с элементами лекции.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Полезная информация:

Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем комм ...

Роль кабинета иностранных языков в повышении мотивации учащихся к изучению иностранного языка
Далеко не последнюю роль в стимулировании интереса учащихся к изучению иностранного языка играет оформление кабинета. Вопрос в том, как оформить кабинет так, чтобы у ребенка возникло желание говорить на этом языке. Здесь хорошо работает принцип, который можно было бы назвать «железным занавесом». С ...

Особенности грамматического строя речи у детей со стёртой дизартрией
У детей со стёртой дизартрией формирование грамматическим строем речи происходит с большими трудностями. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова (10) объясняют это абстрактным характером грамматических значений и большим количеством языковых правил в грамматической системе языка. При дизартрии расстраивается ...

Copyright © 2017-2021 - All Rights Reserved - www.jafoste.site